★ ГрантРайтеры ★
Как определить актуальность проекта
Автор: Егор Якорев
Соблазн изменить весь мир к лучшему и сразу – отличительная черта многих лидеров общественных организаций. Этот прекрасный эмоциональный порыв заслуживает уважения. Но, во избежание разочарований и притока лишней работы в ваши организации, хочется обратить внимание на вопрос актуальности тех проблем, решением которых вы занимаетесь.
Эффект актуальности

Если деятельность УЖЕ неактуальна, лучше ей не заниматься, как бы того ни хотелось. Если деятельность ЕЩЕ неактуальна, то вы можете хорошенько приготовиться и ждать своего часа. Либо поторопить события.

Идеи делятся на две категории — «ваши» и «общие». Если вы сможете сделать так, чтобы «ваши» идеи стали «общими», то вы и ваши дела станут востребованы в обществе. Поэтому, если в общественном сознании проблема, на решение которой направлен ваш проект, не стала осознаваемой всеми, то просто напросто помогите обществу ее осмыслить. «Сделайте» ее «проблемой большинства».

«Для того чтобы какая-либо социальная идея стала реальностью, она должна завоевать умы большинства»
(Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: "ГОЛОС", 2001).
Если тот социальный проект не является идеей большинства, он никому не нужен. Даже если он объективно для общества полезен, и вы это понимаете.

Этим прекрасно пользуется бизнес, который ежедневно старается навязать своему потребителю все новые и новые проблемы (актуальные, не очень, абсолютно неактуальные/вымышленные), которые бы делали его продукты необходимыми, стимулировали развитие самого бизнеса, повышали прибыль.

Обращали внимание, как взлетают (в 10-20 раз) стоимости марлевых повязок на лицо в периоды так называемых в СМИ эпидемий «птичьего» или «свиного» гриппа? Уверен, что кто-то зарабатывает миллиарды(!) на этом! Ведь (несмотря на откровенно завышенную цену простого аккуратно сшитого кусочка марли) их скупают во всех аптеках! Так же дело обстоит с любым жизненно важным товаром или услугой, стоит только упомянуть об их грядущем дефиците.

Нам важно пользоваться теми же инструментами для извлечения «социальной прибыли», т.е. успешного проведения социальных изменений, осуществленных через наши проекты. Если общество еще не успело осознать проблему или предпосылки ее появления (в т.ч. в силу того, что большинство представителей общества заняты иными вопросами частного характера), мы должны, в первую очередь, помочь ему: во-первых, осознать наличие проблемы или ее скорое появления (анализ и/или прогноз), а во-вторых, предложить варианты ее решения (проект).

Любая же осознаваемая проблема аккумулирует вокруг себя многие ресурсы, которые общество планирует отдать для ее решения. Таким образом, она создает «ресурсное поле» или «банк ресурсов» (политических, финансовых, человеческих и прочих), который требует своего освоения. Формируется масса предложений по решению проблемы со стороны профессионалов (и не очень), готовых эффективно (и не очень) освоить указанные ресурсы. Поэтому если проблема, над решением которой вы собираетесь работать, осознается обществом как актуальная и опасная, то над ней, скорее всего, уже работают десятки или сотни специалистов. В этом случае вам необходимо предложить более дешевые, но эффективные способы, инновационные подходы и т.п.

Методы определения актуальности

Если проблема актуальна, то вы не можете о ней не знать. Просто потому, что о ней будут говорить все — писать в газетах, показывать по телевизору, обсуждать бабушки на лавочках и мужики на работе. Будут разыгрываться гранты в министерствах и фондах и прочее.

Поэтому если вам кажется, что в какой-либо области пора что-то изменить к лучшему, то выполните следующие действия:

  1. Почитайте местную (и не только) прессу.
  2. Пообщайтесь с представителями политического руководства (администрацией, депутатами).
  3. Пообщайтесь с экспертами или изучите их мнение дистанционно.
  4. Проведите исследование (и/или обязательно ознакомьтесь с существующими).
  5. Проанализируйте ситуацию с грантодающими структурами (кто и что поддерживает).
  6. Проанализируйте сообщения в Интернете о схожей проблеме, ее действии и эффекте, способах решения.
  7. Свои мысли обсудите с коллегами, друзьями и просто интересными людьми.

Все это поможет вам сформировать так называемый «информационный массив» и определить, к какому из типов актуальности относится ваша идея.

Если вы не являетесь в конкретном сообществе авторитетом, то крайне не рекомендуется определять наличие проблемы и степень ее опасности самостоятельно.

Всегда свои слова поддерживайте фактами из проведенного вами анализа, подкрепляйте комментариями авторитетных людей, данными научных исследований. Со временем, когда ваш авторитет будет давать повод для неоспоримого мнения по разным вопросам, все равно не переставайте анализировать информационное поле и подкреплять ваши слова иными авторитетами. Это признак профессионализма.


3 типа актуальности и их особенности:

С наилучшими пожеланиями, Егор Якорев
Понравилась статья?
Поделитесь ей с друзьями и коллегами.
Им полезно - автору приятно! :)