★ ГрантРайтеры ★
Не опускайте руки! Подавайте снова!
(о фрустрации соискателей грантов)
Автор: Егор Якорев
Написать эту статью меня сподвигнуло общение в рамках консультаций и обычных переписок с руководителями #НКО, которые неоднократно подавали заявки на федеральные грантовые конкурсы, но так ни разу их не выиграли. Но я не посвящаю ее проигравшим или тем, кто проиграет. Мне кажется, что она будет полезна всем соискателям грантов.
«Мы больше не будем подавать заявку...»
«Мы больше не верим в это»
«Все зря... не хочу больше тратить время»
«Наверно, мы не достойны... никак не получается»

Я очень хорошо понимаю проигравших, потому что отлично знаю то чувство разочарования и фрустрации, которое приходит в тот момент, когда оглашают результаты, но твоего проекта там нет.

Ты внимательно пересматриваешь список победителей, в надежде, что просто пропустил или организаторы допустили ошибку в названии. Но очень быстро наступает осознание, что своего проекта там не найдёшь ... ты - проигравший...

Многие часы работы насмарку...
Разрушены ожидания и планы...
Что-то надо говорить команде...
Чувствуешь нарастающее ощущение неопределённости, какой-то слабости и даже беззащитности.

Ты, вроде бы, все сделал правильно, потратил кучу времени и сил, но желаемый результат не достигнут.

Чувствовали такое?

Давайте разберёмся с этим состоянием и поймём как его избегать.

Фрустрация возникает, когда наши ожидания и наступившая реальность сильно не совпали. В этот момент мы переживаем разочарование, тревогу, а порой даже отчаяние и пустоту.

Как мы видим, причинами этого психологического состояния являются два компонента: «ожидания» и «наступившая реальность», т.е. гипотезы и факта.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.

В состоянии фрустрации человек переживает полный комплекс отрицательных эмоций : гнев, отчаяние, тревогу, раздражение, разочарование и т.д. Длительное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности человека. Частые состояния фрустрации способны влиять на характер: повышать агрессивность, провоцировать появление комплекса неполноценности .

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (http://www.psychologies.ru)
Гипотеза
Когда мы начинаем глубже разбираться с руководителями в ситуации, то выясняется, что в свою гипотезу они включали следующие позиции:

  • то, что мы делаем - это очень важно, поэтому обязательно должно быть поддержано
  • мы внимательно изучили положение и методические материалы фонда, поэтому все сделали правильно
  • у нас отличный и уникальный проект, он просто не может не победить
  • мы очень давно работаем «в полях», поэтому точно знаем лучшую технологию работы
  • мы единственная организация, которая этим занимается в городе/регионе, они должны отдавать себе отчет в том, что мы будем вынуждены прекратить работу без этой поддержки
  • они вообще обязаны нас поддерживать, так как существуют для этого

Эти и другие аналогичные внутренние аргументы, на которых строят свою гипотезу заявители, являются основной для формирования ожидания от будущего результата. Но если мы с вами внимательно на них посмотрим, то увидим, что в основном они строятся на сильно субъективном мнении о своей работе, компетентности и самооценке, либо подразумевают существование неких обязательств фондов (и не только) перед этими организациями и людьми.

И тут вопрос не только и не столько в обычной адекватности (хотя иногда стоит задаваться вопросом, все ли с ней в порядке), сколько в нашей психологии.

Дело все в том, что мы часто, встречаясь с определенными сложными задачами, внутренне стараемся «заранее не упасть в грязь лицом» перед собой и другими. Для этого формулируем некоторую аргументацию, которая способна объяснить нам и окружающим причины нашего поражения (даже если оно еще не состоялось).

То есть нам психологически проще заранее завысить свою самооценку (в плане качества, профессионализма, востребованности и т.п.), чтобы потом, в случае проигрыша, было легче сослаться на некие внешние обстоятельства, которые не привели в желаемому результату.

Поэтому, принимая решение участия в конкурсе, мы изначально ставим себя в супер-экспертную позицию, которая призвана защитить нас в случае проигрыша, оправдывая это известными формулировками: «это просто они там неправильно оценивают», «там все куплено» или «они ничего не понимают и на нас им наплевать».

Так работает наше самосохранение - древнейший инстинкт, на который завязано огромное количество психологических процессов. Более того, с возрастом мы становимся более консервативными, что означает усиление таких процессов. В общем-то, ни в каком возрасте мы не любим проигрывать.

Микс этих ощущений, мнений и психологических процессов как раз приводит к тому, что формируются достаточно высокие ожидания в гипотезе, которые можно упаковать в такую формулу: «мы не можем проиграть, а если проиграем - во всем виноват фонд».

Как вы уже поняли, все это очень сильно мешает или вообще не позволяет правильно настроиться на подготовку заявочных материалов и соответствующим образом выстроить свою работу и работу команды.

Факт
Что же происходит по-факту?

Если мы говорим о нормальном конкурсе, где есть адекватные прозрачные механизмы оценки и отбора, то проигрыш - это абсолютно обоснованный результат. Не победившая заявка действительно объективно не набирает необходимых баллов по заданным критериям.

Совершаются типичные ошибки при упаковке материалов, а также подаются проекты, основанные на априори не эффективной технологии. Тут стоит отметить, что даже если организация 10 лет работала по таким технологиям, то это еще не означает, что они объективно являются самыми эффективными и оптимальными. Что уж говорить о тех заявках, где упаковывается вчера придуманная проектная идея (даже не готовый проект).

Отдельно хочется отметить тех, кто изначально подает с позицией «мы ни на что не надеемся, но заполнили». С таким настроем, как вы понимаете, точно нельзя надеяться на правильно и качественно выстроенную работу по подготовке отличной и потенциально победной заявки. Заранее внутри себя проигравшим может помочь только удача. Но удача - дело не системное и не управляемое.

И это доказывает опыт проведения мной открытых разборов (экспресс-экспертиз), а также аудитов в рамках проекта «ГрантРайтеры.РФ» и очных семинаров в регионах страны.

Признаюсь, что при работе с некоторыми клиентами также сталкиваться с негативной реакцией на мою независимую оценку, если такая оценка также не соответствует упомянутой выше гипотезе клиента. В таких случаях я обычно отвечаю: «Вы платите мне, чтобы я нашел максимум ошибок, недочетов и слабых сторон заявки. Если Вы хотите, чтобы я Вас просто похвалил - это стоит дороже».
Что делать
Дам простую рекомендацию, которая поможет избежать всего этого.

Во-первых, будьте открытыми. Сколько бы вам ни было лет, какой бы статус у вас ни был, просто примите, что нужно учиться проектировать социальные изменения и упаковывать заявки. Учитесь у профессионалов. которые могут дать результат. Существует огромное количество различных курсов, семинаров и материалов. Все они очень разного качества (некоторые совсем бесполезные).

Во-вторых, будьте самокритичными и не избегайте критики. Примите, что ваш опыт может быть большим, но не самым лучшим. Все познается в сравнении и объективном анализе. Пропускайте свои идеи через простой фильтр: «а что, если я сильно ошибаюсь в своем технологическом решении?». И не надейтесь только на свою точку зрения - обязательно привлекайте сторонних экспертов для оценки своего проекта.

Хоть рекомендация и простая, выполнить ее не так то и легко. Но результат точно того стоит.

Когда у вас будет отличная методическая подготовка и качественная внешняя оценка, будут формироваться объективные ожидания. И если вы будете точно уверены, что подготовили объективно эффективный проект и упаковали в качественную заявку, вы совершенно по-иному будете реагировать как на ее проигрыш, так и на победу.

Чтобы избегать фрустрации - нужно создать для себя условия, в которых формируются объективные ожидания.

В заключение

Надеюсь мне удалось просто объяснить, почему возникает фрустрация намерений участвовать в грантовых конкурсах и как мы сами виноваты в том, что создали плохую заявку и потом получили негативные эмоции от ее проигрыша.

Скажу честно, я не раз анализировал заявки, которые, как мне кажется, проиграли абсолютно необоснованно. Встречались и те, которые выигрывают большие суммы, хотя качество материалов, идеи и технологическое ядро проекта, мягко говоря вызывают немалые сомнения. Но давайте оставим это на совести экспертов фондов и тех, кто принимает итоговые решения по распределению денег. Будем надеяться на то, что ситуация будет только улучшаться, а конкурсы будут становиться только объективнее.

Но как бы там ни было, наша задача сделать все максимально правильно и качественно. Мы должны учиться, анализировать, совершенствоваться и достигать своих целей. Для этого есть технологии, инструменты и методики.

Поэтому, не опускайте руки! Совершенствуйтесь и подавайтесь снова!

Успехов!


С наилучшими пожеланиями, Егор Якорев
Понравилась статья?
Поделитесь ей с друзьями и коллегами.
Им полезно - автору приятно! :)