Блог

Подготовка заявки на грант. Стоит ли обращаться к сторонним специалистам?

Грантрайтинг
Руководители НКО часто задаются вопросом: "Есть ли смысл привлекать для работы по подготовке заявки на грант сторонних экспертов и консультантов или все сделать самим?" Вопрос действительно интересный. Ведь консультанты чаще всего берут за свои услуги деньги (сравнительно немалые), да еще и операторы часто пропагандируют именно самостоятельность (мол, нечего кому-то платить, лучше научитесь это делать сами).

Конечно, лучше все уметь самому.
Это надежнее.
Быть профессионалом - правда выгодно!

Но тут есть три проблемы:

1) Где уверенность, что именно твои навыки и технологии действительно конкурентоспособны и будут выглядеть более качественно в глазах эксперта? Ведь чаще всего эксперт имеет действительно большой опыт межрегионального и даже федерального масштаба, он много чего повидал и может объективно сравнивать проекты. Вы конкурируете с остальными НКО через призму опыта экспертов!

2) До определенного уровня мастерства мы неизбежно страдаем "синдромом основателя", который мешает нам объективно воспринимать наши проекты и свою работу. Мы слишком их любим и считаем их почти идеальными (особенно, если они выстраданы или тяжело дались). И поэтому, мы через-чур резко воспринимаем любую критику нашей работы, даже если она была объективна, а также защищаем провалы, находя кучу иных причин и оправданий. Это состояние для многих людей естественно на определенном этапе развития.

3) У вас нет времени, чтобы восполнить отсутствующий профессиональный багаж. Обычно конкурс идет всего несколько недель (президентский конкурс - примерно 1,5 месяца), за это время нужно сделать очень много, чтобы подготовить хоть какую-нибудь заявку. А если вы претендуете на чемпионство - нужны соответствующие профессиональные навыки и знания. И когда конкурс начался, у вас уже нет времени их получить через свой опыт (это особенно актуально для молодых организаций).

И чтобы избежать снижение качества вашей работы из-за этих трех проблем, вам необходимо чье-то профессиональное участие.
Работа с консультантом похоже на привлечение профессиональных тренеров для подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям. Вроде бы спортсмен и сам все знает и может, но все же ему нужен мудрый наставник, который сможет все объективно оценить и скорректировать, дать "волшебный пендель", чтобы результат был максимальным из возможных.

То же и в бизнесе, в культуре и даже в духовной жизни. Везде нужны мудрые наставники. Кстати, обратите внимание и на то, что чем более высокий профессионал, тем более сильных наставников он для себя ищет и не скупится на любые расходы.

Внешний консультант берет на себя то, что я называю "аутсорс мозгов". Ведь работа настоящего консультанта – это постоянное накапливание знаний и опыта для последующего применения их в проектах своих заказчиков. То есть быть первоклассным специалистом и знать работающие технологии - это прямая обязанность хорошего консультанта.

К слову, в некоторых зарубежных консалтинговых компаниях РАБОЧЕЕ время консультантов делится в примерной пропорции: ⅔ - накопление знаний и компетенций, ⅓ - непосредственно работа с заказчиками. Это не считая отпусков и выходных. Хоть и в российской практике пока не такие пропорции, стоит признать, что практически ни один человек, занятый на своей основной работе, либо имеющий иные обязанности в своем бизнесе и НКО, не имеет такого большого количества времени, чтобы наращивать свою экспертность.

Так что привлекать сторонних специалистов стоит. Только очень аккуратно. Вы должны быть уверены в их квалификации и компетенциях. А их относительно высокая стоимость с лихвой перекроется выигранными грантовыми средствами.

Если победить в конкурсе все-же не получится, то вы останетесь с огромным опытом и хорошим продуктом в виде упакованного проекта, который можно будет продать другим потенциальным инвесторам.

Поэтому, ищите хороших профессионалов и привлекайте их к работе!