Блог

Не "назидательное", а "созидательное" проектирование

Соц.проектирование
Коллеги, хочется поделиться еще одним важным наблюдением из практики консультирования и работы с разработчиками общественных проектов, которое поможет создавать более эффективные решения социальных проблем.

Как показывает опыт, большинство разработчиков (особенно начинающих), стремятся в своих проектах занять назидательную позицию по отношению к целевой аудитории.

Они пытаются ее просвещать, учить, воспитывать, развивать и так далее.

Одним из самых распространенных форматов работы (после досугово-развлекательного) являются как раз образовательно-просветительский.

Почему так происходит?


Все дело в том, что восприятие и позиционирование своей целевой аудитории как "нуждающейся" - это самое простое, что только есть.

Логика линейна:
"они что-то не умеют – значит их надо учить";
"они что-то не знают – значит их надо просвещать";
"они делают неправильно – значит надо воспитывать"
и тому подобное.

То есть сам факт отсутствия чего-либо у целевой аудитории и позиционируется как ядро проблемы, которую предполагается решать.

Хуже то, что большинство таких утверждений делается из "эмпирических ощущений" авторов проекта. То есть они основывают свои утверждения на собственном мнении, который сложился в процессе опыта взаимодействия с целевой аудиторией.

Ведь ответы на вопросы: "почему они не знают?", "почему они не умеют?", почему они делают неправильно?" требуют гораздо большего объема информации о природе аудитории и сложившихся факторах социальной среды.

Чем же опасна назидательная позиция?


Такая позиция воспитателя опасна тем, что мы не разбираемся с действительной природой явлений, которые есть у аудитории. Мы не ищем более глубоких причинно-следственных связей, которые чаще всего и должны ложиться в основу всего проектного решения.

Например, мы видим проблему, что подростки начинают курить. И практически все проектные решения, направленные на борьбу с этим явлением, представляют из себя комплекс назидательных мероприятий: лекции, нравоучения и семинары о вреде табака, акции "сигареты на конфеты" и прочие меры принуждения, просвещения и воспитания.

Но любой адекватный технолог понимает, что такие меры не несут практически никакого эффекта, в противном случае бы все проблемы в данном направлении были бы решены. Ведь лекция какого-нибудь нудного лектора никогда не будет способствовать мотивации изменить модели своего поведения, если в качестве противовеса ему существует супер-известная кинозвезда, которой хочется соответствовать, но которая регулярно курит. Или пример собственного дедушки, который всю жизнь курил, но дожил до 85 лет и всегда себя хорошо чувствовал. И тому подобное.

А теперь добавьте к этому проблемы переходного возраста, индивидуальные особенности каждого подростка, интенсивность информационного влияния негативного примера, а также тот факт, что курение – это наркотическая зависимость с психологическим компонентом, и вы поймете, почему я выше написал о том, что все эти назидательные практически бесполезны.

Проект должен быть не "назидательным", а "созидающим" вместе с аудиторией.


Что такое "созидательный" подход?


Хочу поделиться с вами важной, на мой взгляд, смысловой формулой: "проект должен быть не назидательным, а созидательным".

Такой подход подразумевает, что целевая аудитория – это средство достижения результата проекта, а не непосредственная часть его технологии. То есть результат – это не то, что вы сделали с аудиторией как с объектом, а что она сделала сама как субъект.

В продолжении примера про курение, такой подход может быть выражен, например, в том, что подросткам надо предлагать не ту модель жизнедеятельности, в которой они должны бросить курить (что-то "бросить" психологически равно "потерять", а никто ничего терять не любит), а ту, в которой они могут что-то приобрести (создать принципиально новый результат для себя, который позволит себя чувствовать в глазах других действительно крутым).

То есть своей целевой аудитории нужно предлагать созидать себя и результаты для себя. И делать это с ней вместе. Это будет стимулировать, в том числе, и образовательные программы, ведь если что-то очень хочется сделать, мы начинаем искать информацию о том как это сделать.

Созидательный подход полезен тем, что он изначально исходит "из целевой группы": ее потребностей, особенностей, ожиданий и прочего. Он позволяет создавать более релевантные продукты и услуги, которые будут легче находить отклик и будут более востребованными.

Разработчикам стоит помнить, что никто не любит, когда его насильно переучивают, читают нотации и нравоучения. Но все любят, когда им помогают решить их проблему или достигнуть их целей.

Никто не хочет быть второстепенным актером чужого спектакля, всем хотят свою сцену и собственное произведение. Помогите людям создать это и они точно будут вам благодарны.

А расположив к себе свою целевую аудиторию, вы легче приведете ее к необходимым внутренним изменениям, которые будут способствовать решению выбранной вами социальной проблемы.

Успехов!