Блог

Кто такой «грантрайтер» и почему он должен быть в любой НКО

Грантрайтинг
Термин «грантрайтер» - это производное от двух английских слов «grant» (грант, субсидия,дар, стипендия и др.) и «writer»(писатель) и дословно обозначает «писатель грантов». Фактически, «грантрайтер» - это специалист по участию в грантовых конкурсах.

Грантрайтинг в России только зарождается


В России этот термин не часто употребляется (и не имеет точного перевода), но за рубежом он является обозначением целой профессиональной области для сотрудников некоммерческих и иных организаций, которые планируют активное и успешное участие в конкурсах на предоставление грантов и субсидий от различных государственных и частных фондов.

Кроме того, в нашей стране пока еще есть настороженное отношение к тем, кто себя профессионально ассоциирует с «написанием грантовых заявок». Это кажется чем-то противоестественным для некоммерческого сектора, а специалистов, предлагающих свои услуги в этой сфере, часто обходят стороной, думая, что те хотят неоправданно нажиться.

Такое положение дел связано с тем, что при многообразии грантовых конкурсов разного уровня в стране, многие из них долго не являлись конкурсами как таковыми. Зачастую решения о распределении средств принимались не на основании качества технологических решений конкретных проблем, предлагаемых в проектах, а из логики, типа «надо поддержать этих общественников, иначе совсем загнутся», либо хуже того — поддерживают только «политически правильных» активистов.

Конечно, гранты всегда и везде являются финансово-политическим механизмом. Но этот механизм может решать самый широкий спектр задач: от формирования лояльности и развития трендов на определенные векторы и формы активности, до повышения профессионализма общественного актива. Чем выше реальная соревновательность, тем лучше. Это позволяет не только инвестировать в действительно эффективные команды и проектные решения, но и неизбежно поднимает общий уровень профессионализма заявителей.

На сегодняшний день, флагманом с точки зрения требовательности к профессионализму заявителей можно назвать Фонд Президентских Грантов, проводящий самые престижные и крупные по бюджетам конкурсы для некоммерческого сектора России. Подходы, применяемые им к системе организации конкурсных процедур и оценки заявок не оставляют шансам тем, кто просто не умеет проектировать. И это, как мне кажется, — правильно. Это заставляет заявителей становиться лучше и профессиональнее!

Хотя такие высокие стандарты только начинают внедряться в жизнь отечественных НКО, а конкурсов и Фондов типа президентских, необходимо гораздо больше, именно они становятся ключевыми факторами профессионализации сферы работы с грантами, зарождая российскую историю грантрайтинга.


Что же такое "грантрайтинг"?


«Грантрайтинг» – это не просто профессиональный навык, а целый набор компетенций, включающий в себя: проектирование, презентация, продажи, маркетинг, деловая коммуникация, документооборот и многие другие. Главное в этом навыке – уметь «продать» свой проект грантодающей организации, т.е. сделать все необходимое, чтобы убедить ее поддержать именно конкретную заявку.

«Грантрайтинг» может быть:

  • обязанностью отдельного штатного специалиста организации;
  • дополнительной обязанностью существующих сотрудников организации;
  • отдан на аутсорсинг привлеченному профессионалу.
Выбор формы - это вопрос культуры организации, текущей квалификации ее сотрудников, финансовых возможностей и частоты участия в конкурсах.

В сегодняшней практике российского некоммерческого сектора функции «грантрайтера» чаще всего совмещают один или несколько человек. В большей степени это происходит от того, что участие в грантах как системная работа присутствует далеко не во всех НКО, а некоторые вообще создаются (или используются) для участия в конкурсах «на один-два раза».

Что входит в функции «грантрайтера»:

  • мониторинг и изучение операторов и фондов с целью определения наиболее подходящих грантовых программ для поддержки конкретных проектов организации;

  • разработка «грантовой стратегии» организации, планирование ее участия в доступных для неё конкурсах на предоставление грантов или субсидий, исходя из календарных планов реализации проектов и программ;

  • обеспечение взаимодействия с представителями фонда/оператора по всем вопросам участия в конкурсных процедурах, а также соблюдения его требований при реализации поддержанных проектов и сдачи отчетности;

  • подготовка грантовой документации (от содержания проекта до пакета необходимых к подаче документов);

  • разработка для команды проекта и вовлечённых в его реализацию сотрудников организации регламентирующей документации по реализации гранта и подготовки отчётной документации (формы, порядки, инструкции, требования и так далее);

  • консультирование и обучение команды проекта и сотрудников организации по всем вопросам реализации поддержанного проекта с целью максимально качественного выполнения обязательств, взятых перед фондом/оператором;

  • координация процесса сбора отчетной документации и подготовки итогового отчета о реализованном проекте, а также коммуникация по вопросам приема отчетов с полномочными представителями фонда/оператора.


Как мы видим, быть грантрайтером — это быть специалистом достаточно широкого профиля, чьи компетенции выходят далеко за пределы работы общественных объединений.

Именно поэтому и был запущен проект ГрантРайтеры. Мне очень хочется, чтобы он тоже стал одним из факторов профессионализации некоммерческого сектора России и помог тысячам общественников делать добро в больших масштабах, жить достойной жизнью и гордиться своими проектами.

Добро должно быть профессиональным!