Блог

21 детская причина не быть патриотами

Обзоры, кейсы, аналитика
В середине октября 2019 года совместно с членами Детского Общественного Совета при Центральном Музее Победы (г. Москва) мы провели интересную работу по определению проблемных зон в патриотическом воспитании.

Ребятам, возраст которых, думаю, не превышал 15 лет, в рамках небольшой проектной сессии было предложено по методике "Проблемный круг" определить ключевые проблемы патриотических настроений их сверстников. Естественно, что такая постановка вопроса подразумевала некоторую проекцию собственных мнений и жизненного опыта непосредственно участников.

В течение 20 минут (времени нужно было бы побольше, конечно, но мы были ограничены регламентом мероприятия) в малых группах участники обсуждали, формулировали, записывали.

После этого им было предложено презентовать итоги и кратко их пояснить. При этом, задача остальных групп была внимательно слушать и вычеркивать те пункты, которые уже прозвучали, чтобы во время своего выступления не повторяться.

В процессе выступления я фиксировал все на флипчарте, и вот что у нас появилось по итогам:
1. Лень быть патриотом (отсутствие мотивации)
2. Дезинформация в интернете (СМИ)
3. Подавление интереса из-за ОГЭ/ЕГЭ (здесь были аплодисменты зала)
4. Информация "в учебниках" не интересная
5. Незаинтересованность ответственных лиц (родителей) ходить в музеи
6. Влияние современных технологий (отрывает от истории)
7. "Влияние Запада" (пропаганда их ценностей)
8. Давление общества (окружение не хочет)
9. Мало живых источников
10. Мало практики (много теории). Сами мало делаем
11. Различие взглядов поколений
12. Патриотическое воспитание стало формальным
13. Отторжение из-за навязанности
14. Непрофессионализм учителей (не интересно, подача не та)
15. Неприязнь к своей стране
16. Кризис отношений "власть - народ"
17. Простому человеку не до патриотизма, т.к. хочется есть
18. Мало реальной патриотической работы
19. Политическая неграмотность
20. Цензура
21. Не дают возможности выражать свое мнение

Конечно, некоторые пункты непонятны без контекста, но намеренно не буду здесь расшифровывать каждый пункт. Рекомендую прочитать их еще раз очень внимательно и попробовать дать интерпретацию самостоятельно. Контекст понять не сложно.

Но скажу откровенно, что по каждой позиции у ребят было что разъяснить. Не смотря на возраст спикеров, некоторые проблемы подавались достаточно остро. Наверное, взрослые бы себе так не могли позволить.

Я все это к тому, что мы часто полагаем, что патриотизм – это дело взрослых. И думать о его проблемах - это тоже взрослая задача. Собираем конференции, круглые столы, совещания и пытаемся обсудить друг с другом (взрослыми) как же воспитывать патриотизм у детей, подростков, молодежи.

Мы пытаемся выступить экспертами их собственной жизни, порой упуская из виду тот момент, что у самих ребят может быть на это свое мнение. И очень даже обоснованное. И чтобы строить эффективные технологии патриотической работы, нам нужно только прислушаться к ним и понять, что же именно является теми "зонами проблемного восприятия", которые мешают делу патриотического воспитания.

Но одно можно сказать наверняка, мы сегодня имеет большой тренд на формализацию патриотизма, на декоративность и "показушность". Дело в том, эти формы работы гораздо легче, чем поэтапное взращивание патриотических чувств в каждом конкретном человеке. Кстати, дети тоже отмечают эту самую "показушность"...