Блог

Мир как деревня. О важности сегментации аудитории проекта

Соц.проектирование
Одна из серьезнейших задач социальных проектировщиков - это правильно сформировать целевую аудиторию проекта. Об этом говорят многие, но совсем немногие это делают, полагая, что в этом нет необходимости, либо «нашу аудиторию нельзя делить», либо просто не хотят тратить на это свое время. Между тем, качественная сегментация - это половина успеха в процессе создания потенциально результативного проекта.

На семинарах и интенсивах мы разбирали, что «ЦА» - это часть технологии проекта и от того, с кем вам предстоит работать, будет напрямую зависеть вся технологическая цепочка. Даже в самых малых группах, которые с первого взгляда кажутся «монолитными», есть немало более или менее значимых для планируемого проекта различий.

В качестве иллюстрации этого, хочу привести занимательный и показательный взгляд на состав населения Земли, который приводит Ф.Котлер в книге «Маркетинг Менеджмент», цитируя Дэвида Д.Смита и Шелагха Армстронга.

Итак, «Мир как деревня»…

Если бы наш мир можно было бы представить как деревню в 100 человек, то в нем:
  • 61 житель будет азиатом (из них 20 китайцев и 17 индийцев), 14 жителей будут африканцами, 11 - европейцами, 8 - латино- или южноамериканцами, 5 - североамериканцами и только один будет родом из Австралии или Океании;

  • по меньшей мере 18 жителей не будут уметь читать или писать, но 33 жителя будут иметь мобильные телефоны, а 16 - доступ в интернет;

  • 18 жителей будут моложе 10 лет, а 11 - старше 60. Число мужчин и женщин будет равным;

  • в деревне будет 18 автомобилей;

  • 63 человека будут проживать в ненадлежащих санитарных условиях;

  • 32 жителя будут христианами, 20 - мусульманами, 14 - последователями индуизма, 6 - буддистами, 16 не будут принадлежать ни к какой вере, а 12 будут принадлежать к прочим религиозным течениям;

  • 30 человек окажутся безработными или занятыми лишь частично, а из 70 постоянно работающих 28 будут заняты в сельском хозяйстве, 14 - в промышленности, а остальные 28 - в сфере услуг;

  • 53 человека будут жить менее, чем на 1$ в день. Один житель деревни будет болеть СПИДом, 26 будут курить, а 14 - иметь избыточный вес;

  • к концу года один житель деревни умрет, а на свет появятся два новых, так что население вырастет до 101 человека.

Не смотря на то, что данный «портрет деревни» на текущий момент времени может выглядеть несколько иначе, ключевая его ценность для нас состоит в том, чтобы мы никогда не забывали, насколько разнообразен мир и окружающие нас люди.

Работая над своим проектом, не ограничивайтесь общими словами, типа «молодежь города», «студенты вуза», «инвалиды колясочники» и так далее. Помните, что ваша «деревня» тоже очень и очень разнообразна! И она постоянно меняется…

Поэтому:

Шаг 1. Определите наиболее важные для вашего проекта социальные, демографические, культурные, морально-деловые, психологические и прочие характеристики.

Шаг 2. Сформирует портрет аудитории проекта на основе таких характеристик.

Шаг 3. Исходя из особенностей каждого сегмента ЦА настройте работу каждого элемента технологии проекта (например, студентов оповещайте через соцсетям а людей преклонного возраста - газетами и личными встречами).

В итоге ваши результаты станут заметно гораздо выше!

Помните, что полноценное понимание своей аудитории позволяет подобрать максимально адекватные и релевантные для неё технологии работы, избежать ошибок и лишних издержек.

Успехов!