Блог

Как контекст реализации проекта влияет на его значимость и актуальность

Грантрайтинг Соц.проектирование
Одно и тоже наше намерение помещенное в разный контекст выглядит по-разному. Простая истина, которая не всегда бывает очевидна при подготовке заявки на грант.

Отношение к значимости проекта строится на соотношении критичности и экстренности проекта. В данном случае, критичность – это степень важности предлагаемых проектом продуктов и/или услуг для ЦА, а экстренность – это объективно необходимая срочность решения проблемы ЦА.

Сочетание этих параметров формирует воспринимаемую значимость проекта, условно разделяя решения на 3 типа: просветители, помощники, спасатели.

Дело не формах и методах работы. Дело в контексте, в котором предполагается работать. Один и тот же проект в разных контекстах реальности будет по-разному восприниматься.
Например, мы специализируемся на проведении обучения студентов навыкам оказания первой помощи. Погрузим нашу работу в разные реальности:
Контекст №1. Мы живем в спокойное время. Обычный город. Обычный университет. Низкий уровень преступности. Все относительно хорошо. В таких условиях наш проект будет «просветительским». Мы рассказываем зачем, что и когда надо делать в разных ситуациях, которые могут произойти. Но пока все спокойно. «Просто знайте это, ребята!». Здесь мы просвещаем.
Контекст №2. У нас в университете образовался клуб экстремальных видов спорта. Ребята регулярно тренируют всякие опасные элементы. Это зрелищно и красиво, но опасно для конечностей. Умение оперативно помочь себе или товарищу – важный навык. Поэтому наше обучение поможет экстремалам снизить негативные последствия своих занятий. Наш проект уже более важен, потому что предлагаемые навыки вписываются в систему жизни ЦА.
Контекст №3. В регионе произошло наводнение. Сотни квадратных километров в зоне затопления. Пострадали населенные пункты. Мобилизуются все возможные силы. Мы готовим собравшихся студентов-волонтеров. Наш проект будет «спасателем», потому что мы закроем острую и срочную потребность в инструктаже населения по оказанию первой помощи на пострадавших территориях, чтобы минимизировать негативное влияние стихийного бедствия.
Воспринимаемая разница в степени актуальности и значимости проекта очевидна (надеюсь).

Мастерство грантрайтинга – создать такую картинку в голове у эксперта, в которой наш проект будет стремиться к категории «спасатель». Это не значит, что «просветитель» - это плохо, просто когда надо выбирать между проектами с разной степенью значимости, то приоритеты могут отдаваться наиболее экстренным и нужным «здесь и сейчас».

Это также не значит, что надо привирать. Ни в коем случае. Нет ничего хуже, чем пытаться «натянуть» значимость. Делающий это заявитель выглядит очень плохо (и даже смешно). Все проверяемо, будьте уверены!

Нужно просто проанализировать все имеющиеся факты и аргументы и выбрать те, которые лучше отражают экстренность и критичность. И сделать на них акценты.

По практике консультаций могу сказать, что часто очень значимый проект представлен в заявке крайне слабо, потому что нет акцентов на важных вещах. Говоришь с клиентом, он недоумевает, почему его проект «слабый». Обижаются даже. Проблема в том, что важная часть контекста осталась у него в голове. Он ее не описал, потому что это казалось слишком очевидным. Приходится вытаскивать эти детали наружу и перестраивать акценты. «Это же и так понятно!» – говорит он. Но нет, что понятно нам, не гарантирует понятность остальным.

Делать понятным – наша задача.